Богослужение Великой Пятницы — Утреня с чтением 12-ти Евангелий

011«Днесь висит на Древе, иже на водах землю повесивый…»

9 апреля 2015г.

Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска совершил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей.

Архипастырю сослужили: иерей Рустик Бизин, иерей Петр Лагутин, иерей Владимир Бердик, иерей Кирилл Щеголев, иерей Василий Татьянин, диакон Сергий Козлов, диакон Николай Старюченков.

На средине храма для поклонения верующих было положено Распятие Животворящего Древа Креста Господня.

Воспоминание Честных и Спасительных страданий Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа – самый скорбный день богослужебного года. Чтением двенадцати «Страстных Евангелий», повествующих о предательском аресте, истязаниях и распятии Христа, песнопениями, исполненными благоговейной скорби и сострадания, Святая Церковь напоминает нам о том беспримерном, нечеловеческом подвиге, подъятом Богочеловеком Иисусом нашего ради спасения.
Утреня Великой Пятницы содержит в себе благовестие о страданиях и смерти Спасителя, выбранное из всех евангелистов и разделенное на двенадцать чтений – по числу часов ночи. Такое разделение указывает на то, что в прежние века верующие всю ночь проводили в слушании евангельских зачал, подобно апостолам, сопровождавшим Господа в сад Гефсиманский. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
Святая Церковь раскрывает перед верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию Креста Христова и делает нас трепетными зрителями мучений Спасителя.
Прочитанные сегодня Страстные Евангелия возводят верующих к событиям последних дней земной жизни Спасителя:
Ин. 13:31-18:1 – Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них.
Ин. 18:1-28. – Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны.
Мф. 26:57-75. – Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра.
Ин. 18:28-40, 19:1-16. – Страдания Господа на суде у Пилата.
Мф. 27:3-32. – Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие.
Мк. 15:16-32. – Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания.
Мф. 27:34-54. – Продолжение повествования о крестных страданиях Господа, чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть.
Лк. 23:32-49. – Молитва Спасителя на Кресте за врагов и раскаяние благоразумного разбойника.
Ин. 19:25-37. – Слова Спасителя с Креста к Богородице и апостолу Иоанну и повторение сказания о Его смерти и прободении.
Мк. 15:43-47. – Снятие тела Господа с Креста.
Ин. 19:38-42. – Участие Никодима и Иосифа в погребении Спасителя.
Мф. 27:62-66. – Приставление стражи к гробу Спасителя и запечатание гроба.
Чтение Страстных Евангелий имеет некоторые особенности: оно предваряется и сопровождается соответствующим их содержанию пением. Перед чтением каждого евангельского отрывка поется припев: «Слава страстем Твоим, Господи!», а по окончании – «Слава долготерпению Твоему, Господи!» По благочестивой традиции, верующие слушают двенадцать Страстных Евангелий с зажженными свечами в руках. После окончания богослужения некоторые люди сохраняют эти свечи для того, чтобы в скорбную и сложную жизненную минуту возжечь ее пред святыми иконами, чтобы напомнить себе о тех страшных, невыносимых страданиях Богочеловека, перед которыми бледнеют и кажутся такими незначительными все наши трудности и лишения…
В промежутках между Евангелиями поются 15 антифонов, которые выражают скорбь и праведное негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы.
И далее, как бы от лица Господа, следует обращение к иудеям: «Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] – уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную».
После шестого Евангелия и пения «Блаженных» с тропарями следует трипеснец, передающий в сжатой форме последние часы пребывания Спасителя с апостолами, отречение Петра и страдания Господа.
Каждому православному христианину, сострадавшему и сопереживавшему Спасителю за богослужением Страстной Пятницы, следует особенно хранить от всего того, что может отвлечь его от мыслей о вспоминавшихся только что событиях. Необходимо воздержаться от ненужных разговоров, развлечений и вообще любой праздности, чтобы по-настоящему осмыслить всю глубину смысла прошедшего богослужения и стать достойными причастниками тех событий, чтобы в скором времени вместе с Победителем ада и смерти войти в Вечную радость Воскресения.

(41)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели