31 марта 2017 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска.
Его Преосвященству сослужили: иерей Рустик Бизин, иерей Кирилл Щеголев, иерей Андрей Кончагин, и.о. ключаря собора диакон Сергий Козлов.
В алтаре за богослужением молился иерей Петр Лагутин.
На утрене был прочитан акафист Божией Матери. Согласно уставу, он делится на четыре части по три икоса и три кондака, каждое чтение начинается и заключается пением кондака «Взбранной Воеводе» и совершается на середине храма архиереем и духовенством.
Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского собора под управлением И.С. Свиридовой.
По окончании богослужения глава Урюпинской епархии обратился к прихожанам с архипастырским словом.
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы был установлен в Византии в честь чудесного спасения Константинополя в 626 году от аваров, персов и язычников-славян, напавших с суши и моря. После того, как патриарх с молитвами, возносимыми всем городом, опустил в воды пролива Влахернскую икону Божией Матери, омочив край мафория (покрывала), в котором изображена Царица Небесная, мгновенно поднялась буря и потопила вражеские корабли. Случилось это в субботу пятой недели Великого поста. Так явился новый церковный праздник во славу Божией Матери, именуемый «Похвалой Пресвятой Богородицы» и установленный в IX веке, между прочим, за неоднократные спасения Константинополя Богоматерью.
Удивительно теплый, добрый, радостный, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. Акафист написан в VII веке, по мнению многих, диаконом великой Константинопольской Церкви Георгием Писидийским.
Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.
Русская Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Акафист читается и в другие дни; но в субботу пятой седмицы Великого поста он входит в состав богослужения и поется на утрене (обычно накануне, в пятницу вечером) не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода.
(12)